Стремительное развитие логистической составляющей в различных отраслях экономики заставляет государственные органы держать под контролем вопросы безопасности дорожного движения. С увеличением штата водителей увеличивается и ответственность транспортных компаний за жизнь и здоровье не только своих сотрудников, но и других участников дорожного движения. Одним из важных заслонов по упреждению негативных последствий являются ежедневные медицинские осмотры водителей. В связи с этим у многих возникают вопросы, поэтому давайте вместе попытаемся на них ответить.
Предрейсовый осмотр – комплекс медицинского обследования водительского состава перед выходом в рейс. Предрейсовые осмотры обязательны для любых наемных работников и индивидуальных предпринимателей, которые будут управлять транспортным средством на работе (исключение – водители экстренных служб).
Соответственно, послерейсовый осмотр – обследование для контроля состояния здоровья после выполнения рейса или нескольких рейсов. После рейса медицинский осмотр проходят водители, которые перевозили опасные грузы или людей.
Представители некоторых профессий проходят медицинские осмотры перед выходом смены и после неё. Предсменные и послесменные осмотры проходят сотрудники, чья работа связана с подземными работами, некоторые специалисты атомной и химической промышленности и машинисты ЖД транспорта. Работодатель вправе проводить предсменные и послесменные медицинские осмотры и для других категорий сотрудников.
При использовании транспортных средств (ТС) вне зависимости от их типа, в обязанность организации входит проверка и дальнейший контроль самочувствия работника по следующим показателям:
Выявление вышеперечисленных обстоятельств риска позволяет предотвратить не только вред здоровью работнику и других участников дорожного движения, но и обеспечить сохранность ТС, перевозимых грузов и другого имущества.
Согласно ФЗ-№ 196 от 10.12.1995 и приказа Минздрава РФ № 29н от 28.01.2021 для некоторых категорий водителей рассматриваемые нами осмотры обязательны. Такая необходимость вызвана с целью соблюдения норм ОТ и обеспечения безопасности на дорогах. Обследования обязательны для всех водителей, за исключением тех, кто занят в экстренных службах (об этом чуть ниже).
Приказом МЗ РФ № 835н от 15.12.2014 утвержден порядок выполнения медосмотра. Согласно п.10 приказа процедура осуществляется в следующем объёме:
Способы определения опьянения:
Согласно законодательству предрейсовые медосмотры вправе осуществлять медработники с высшим или средне профессиональным образованием. Также эту процедуру может осуществлять медицинская организация, имеющая лицензию по предоставлению услуг по медосмотрам. Медработник, состоящий в штатном расписании предприятия и занятый в реализации предрейсового и иных осмотров, должен иметь сертификат. На сегодняшний день законодательно обязательность сертификата не оговорена и унифицированной формы, утвержденной Минздравом РФ или иным государственным ведомством не установлено. В большинстве случаев обучение происходит на базе курсов повышения квалификации, после окончания которых выдается сертификат этого учебного центра. Вид и форма сертификата зависит от воображения работников центра. Следует упомянуть, что некоторые учебные заведения выдают не сертификат, а удостоверение о повышении квалификации по предрейсовым осмотрам.
Прохождение предрейсовых медосмотров закреплено законодательно. Цель таких мероприятий – выявление отклонений состояния здоровья водителя для осуществления безопасности дорожного движения при выполнении своих должностных обязанностей, а также контроль за воздействием негативных факторов после выполненных рейсов.
За организацию предрейсовых медосмотров отвечает работодатель. Осмотр проходит в медицинской клинике или специально оборудованном кабинете на базе предприятия. После осмотра медработник выносит заключение о допуске к работе, ставя соответствующий штамп в путевой лист. Затем запись заносится в журнал регистрации, и работник может приступить к выполнению своих обязанностей далее. Как правило, после прохождения водители отправляются к механику, который ответственен за выпуск исправной техники на линию.
Для упрощения процесса разрабатываются автоматизированные системы медосмотра. Используя специальный терминал для удаленных медосмотров, водитель авторизуется, а затем самостоятельно выполняет все предусмотренные процедуры, при этом ведется видеофиксация. Далее результаты отправляются по защищенному каналу медработнику, который выносит заключение, заверяя своей цифровой подписью с записью в электронный журнал. Система выдает штамп-допуск, который вклеивается в путевой лист.
Обязательность прохождения предрейсового медосмотра законодательно закреплено. Работники, занимающие должность водителей вне зависимости от стажа, типа ТС, разрешенных категорий в водительском удостоверении, а также дальности предстоящих рейсов обязаны ежедневно проходить осмотры у медработника. Кроме этого, предприниматели (ИП), занятые лично в перевозках, также должны проходить данную процедуру.
От предрейсового освобождаются водители экстренных служб, но послерейсовый осмотр такие работники проходят без исключений.
Согласно статье 11.32 КоАП РФ сумма штрафа за отсутствие ежедневного медосмотра перед выпуском в рейс и после его окончания составляют:
Журнал предрейсового и иных осмотров имеет примерную форму. В пункте 14,15 приказа МЗ РФ № 835н подробно изложены сведения, которые должны быть прописаны в данном журнале.
Типовой бланк можно найти в приложении к приказу № 555 МЗ СССР 29.09.1989. Работодатель вправе самостоятельно составить журнал согласно изложенным требованиям.
Бланк можно скачать по ссылке.